Вопрос о том ,кто является первым носителем фамилии Зыкин остается без ответа .Откуда пришли Зыкины в чудские владения на берегах Ваги ,когда основали деревню Ивановскую , пришли ли они из Новгорода или из Московии ? С каких времен прозвище Зык стало фамилией? ? В каких событиях принимали участие представители рода ? Масса вопросов ….Ключ к разгадке ,вероятно в первых переписных листах (а может быть в новгородских берестяных грамотах ).Хотелось бы узнать историю рода с начала ,со времени появления новгородцев на берегах Ваги.
Сначала это были ильменские славяне –переселенцы ,охотники и рыбаки .С ХI века они начинается стихийное продвижение на северо-восток ,Затем происходит организованное боярами Новгорода проникновение отрядов-"ушкуйников". Ушкуй-лодка ,ушкуйники –речные пираты .К ХII веке в Заволочье ,то есть в области за» волоком» ,связывающим Онежское озеро с озером Белым и рекой Шексна утвердилась власть новгородских бояр .
Колонизация на Севере привела к тому, что лучшие земли за волоком, особенно расположенные по южному и западному берегам Белого моря, а также в нижнем течении Северной Двины и Онеги были захвачены новгородскими боярами. Знатные новгородские бояре по размерам своих владений в Заволочье иногда приближались к владетельным князьям. По среднему течению Двины и Онеги, помимо боярских половников, издавна селились крестьяне, не бывшие в прямой зависимости ни от бояр, ни от монастырей. Особенно много таких поселений свободных крестьян было в XIII—XIV веках. Эти свободные крестьяне были мелкими собственниками, сидевшими на земле, расчищенной ими под луга и пашни. В писцовых книгах их называли своеземцами или земцами. Имя первого поселенца нередко становилось и названием деревни: Андреевская, Ивановская, Мишкова, Демидовская, Федосеевская и др.
Чем был вызван интерес новгородских бояр к Заволочью читаем у С.Ф.Платонова
« В полном своем развитии новогородский торговый оборот имел такой вид .Новгород стягивал на свой рынок товары из-за рубежей ,потому что в собственной его стране их не было ,ему необходим был хлеб из Руси-из Поволжья и Поднепровья ,чтобы получить его ,надобно было в обмен дать Руси «заморский товар «,который привозили готландские и ганзейские купцы на свои «готский « и «немецкий « дворы в Новгороде ,Это были сукна ,вина ,пряности ,драгоценные металлы .За них надо было дать «готам « и «немцам « морские и северные товары : ворвань ,моржовую кость ,меха, соль, а также воск .Все эти предметы можно было добывать только в Поморье .в северных лесах и на берегах Белого моря .Выходило так ,что Новгород был торговым посредником.»маклаком» между «заморьем «(Средней Европой)и Русью. Сам он ничего не производил. а только передавал товары с севера на запад, с запада на восток и отчасти на юг ,откуда для самого себя получал зерно .Основанием этого кругового торга служила северная промысловая добыча ,а целью –обеспечение Новгорода «продуктами питания «,Организаторы этого кругового торга ,бояре, должны были устремлять свою деловую энергию и капиталы прежде всего на северную добычу, ибо она их богатила ,давая возможность торгового обмена с «заморием «. Вот почему боярство новгородское так дорожило Поморьем ,Оно обратило его в новгородскую колонию и в договорах с князьями всегда оговаривало ,что северные волости –«се ,княже ,волости Новогородские ,Эксплуатацию этих пространств оно почитало как бы своим правом ,на далекий и суровый север оно наладило пути ,по которым туда шли новгородские колонизаторы ,а оттуда тянулись в Новгород товары .захватить в сферу обычного управления ,сделать север государственной территорией у новгородцев не хватало сил и средств ; громадные пространства земли ,слабо населенные инородцами ,не вполне даже были ведомы русским людям ,Они оседали там местами ,образуя как бы русские оазисы среди пустынных лесов и в устьях «морских» рек. «
С.Ф. .Платонов «Прошлое Русского Севера .Очерки по истории колонизации Поморья «
В ХII век новгородцы пытаются установить и гражданское правление в Заволочье .В 1342 году в низовьях Северной Двины основан городок Орлец. Московские князья в свою очередь старались установить здесь свое господство .В 1397 произошло восстание двинян против новгородцев , которое поддержала Москва .В 1478 борьба Новгорода и Москвы закончилась поражением новгородцев и вхождением территории Новгорода в состав Российского государства .Окончательно сопротивление Новгорода было сломлено после похода Ивана Грозного в 1569-70 годах ,когда боярская республика была утолена в крови …
Об изменении административного управления Важской областью прочитал на страничке "Генеалогический форум ВГД- " Земля Важеская
http://forum.vgd.ru/post/1586/54050/p2223085.htm
«Сохранившиеся источники не дают сведений о характере административного управления Вагой в период новгородского владычества ,Весьма вероятно ,что в первой половине 15 века наряду с Двиной и Емцей она составляла отдельный присуд В Шенкурье и управлялась присланным из Новгорода владычным наместником .Определенно,что Вельский (Великий )погост на верхней Ваге уже в конце 14 века был владычной волостью ,т.е. владением новгородского архиепископа. Определенно.что к середине 15 века земли по нижней Ваге и ее притоку Кокшеньге находились в собственности новгородских бояр ,Наиболее обширными были вотчины бояр Шенкурских (Едемских).После 1478 вотчины новгородских бояр были конфискованы и их земли переведены в разряд черносошных .О былых владельцах земель на Ваге ,знаменитых новгородских боярах напоминали названия в окрестностях Шенкурска отдельных административных единиц « боярщин «Федоровской,Есиповской,Труфановской ,Исаковской ,Ивановской,Володимирской ,Васильевской,Груздовской ,Едемской
До середины 16 века Вага по писцовому делу числилась за Двинским уездом .Об этом свидетельствуют два писцовых описания Ваги ,проведенные двинскими писцами в 1500-1501 гг (Т.М.Афанасьевым)и 1552-1553 (И.П.Заболоцким ),Следующее писцовое описание в 1564 проводил уже не связанный с Двинским уездом писец Б.П.Засекин .Однако Вага уже в первой половинеи 16 века имела своег наместника .резиденцией которого был посад Шенкурье (Шенкурск).Наместничий тиун сидел на посаде в Вельске,Помимо их,станами (в частности Ледским и Ровдинским)в 1543 году управляли дворцовые ключники .В 1552 году царь Иван Грозный пожаловал «важан,шенкурцов и Вельского стану посадских людей и всего Важского уезда становых и волостных крестьян «уставной грамотой ,в которой была определена административная структура уезда ,По этому документу Важский уезд состоял из двух половин-Шенкурской и Вельской и семи станов ,В Шенкурскую половину входили Шенкурский ,Подвинский ,Ледской,Ровдинский станы,В Вельскую-Вельский ,Слободской и Кокшенгский станы.По описи того же года дьяка Истомы Ноугородова в приеме посошных денег с Важского посада и уезда известно о существовании в его составе 11 податных округов .По этой платежной ведомостив 1552 году в Важском уезде было в тягле 2777 обеж и в «пусте»585 обеж.Шенкурский стан насчитывал 297обеж.Все население Важского уезда в середине 16 века едва ли превышало 20 тысяч человек .В 1585 году «Вага дана в путь « конюшенному боярину Б.Ф.Годунову с правом суда и сбора податей. После того ,как Важский уезд побывал в кормлении у видных деятелей смуты (Д.И.Шуйского,И.М.Салтыкова ,И.М,Заруцкого) в 1613 -1615 он попал впод управление приказа Большого дворца и окончательно стал дворцовым.
В начале 17 века в Важском уезде числилось 12 станов в том числе и Шенкурский .В 1615 году распоряжением приказа Большого дворца Важский уезд был поделен на четверти Кокшенгскую .Верховажскую,Подвинскую и Шенкурскую «
К великому удивлению нашел упоминание о первом известном мне предке по линии Зыкиных в документе 18 века -
http://www.kadamzhay.com/1719_shenkursk.htm
РГАДА 350-2-460 Сказки о государственных, монастырских и архиерейских крестьянах, церковных работниках и бобылях Шенкурской, Верховажской, Подвинской, Кокшенской четвертей Важского у., 1719 г.
«1719 году августа в 8 день по Указу Великого Гсдря Цря и Великого князя Петра Алексеевича Всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца Архангелогородской губернии Важеской доли в Канцелярии перед ланратом князем Никитою Алексеевичем Дябринским Важеской доли Шенкурской четверти Шенкурского стану Великониколаевского приходу сего 1719 года выборной церковной прикащик Никифор Спиридонов да того ж приходу выборные же первостатейные крестьяне Данило Стахиев, Федор Михайлов сын Глазачев, Яков Иванов сын Чертов, Иван Евдокимов сын Волосатого Большей, Алексей Самылов сын Бобровской сказали в том их Великониколаевском приходе что ныне живущих деревень и в них мужеска полу людей от старого до самого последнего младенца и то значит подеревенно ниже сего, а имянно-
деревня Щыпуновская, в ней Яков Матвеев сын СЕМАКОВ 47, у него дети Марко 25, Михайло 17, Петр 6, Андрей Козмин сын ШИЛОВ 35, у него дети Прокопей 6, Игнатей 1, у него ж подворник Аверкий Михайлов сын ЗЫКИН 10, Василей Никифоров сын ШИЛОВ 24, у него родной брат Василей же 15, Алексей Михайлов сын ШИЛОВ 17
деревня Ивановская и Мудановская тож, в ней Тимофей Иванов сын ЗЫКИН 47, у него дети Петр 15, Андрей 7
деревня Седальниковская и Старухинская тож, в ней Никифор Спиридонов сын БОТЫГИН 60, у него сын Петр 23, Иван Тихонов сын КОПЫЛОВ 43, у него дети Иван же 20, Степан 9, Макар 5, у него ж работник Иван Трофимов сын ЗАВЕРТКИН 20, Петр Кирилов сын СОЗДОМОВ 43, у него дети Яков 10, Алексей 6, Михайло Лукин сын ФОМИНЫХ 45, у него сын Алексей 30 недель, Афонасей Васильев сын НЕПРЯХИН 12, у него родной брат Иван 5, Федор Лукин сын ОНУЧИН 70, у него дети Мартын 30, Иван 14, Алексей Евдокимов сын ЯКИМОВЫХ 43, у него дети Иван 10, Алексей полугоду,Трофим Федоров сын ОНУЧИН 40, у него дети Устин 8, Тимофей 4, у него ж подворник Иван Моисеев сын КУКИНЫХ 50
Деревни Ивановская (Зыкина) , Шипуновская входили в состав Велико Николаевского прихода
Информация об этом месте размещена на сайте «Православные приходы и монастыри Севера «
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?sort=2&id=138
Современное местоположение: д. Литвиновская, Никольский погост, Шенкурский р., Архангельская обл.
Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния
Приход располагался на левом берегу реки Ваги, в 5 верстах от г. Шенкурска. Центр прихода находился в Великом Погосте. В состав прихода входило до 40 деревень. В церковном архиве хранилась грамота Макария, митрополита Новгородского, от 18 марта 7169 (1661) г. на построение и освящение на новом месте храма в честь Рождества Иоанна Предтечи, с приделом во имя Николая Чудотворца. Эта грамота была дана "на Вагу Шенкурския четверти поповскому старосте Архангельскому попу (т.е. иерею Шенкурского Архангельского собора) Лаврентию Федорову". В грамоте, в частности, было сказано: "В Шенкурской де четверти в Шенкурском стану стоит де храм в их (просителей) Никольском приходе во имя Николая Чудотворца, а как де тот храм воздвигнут и освящен тому де больше полуторых сот лет...", т.е. храм был построен в конце 15-го века. В 1780-1781 г.г. построен новый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, на месте старого.
В приходе был и другой храм, Георгиевский, впервые упоминаемый в 17-м веке. 12 ноября 7133 (1625) г. митрополитом Новгородским Макарием была дана грамота Никольскому попу Ефрему на построение новой церкви во имя вмч. Георгия на место прежней, сгоревшей в 1624 г. Следующий храм построен в 1761-1763 г.г.
Когда оба храма - Георгиевский и Иоанно-Предтеченский - обветшали, решено было строить новые храмы на другом берегу реки, в центре прихода. Георгиевский однопрестольный теплый храм перенесен в 1866 г., освящен 25.11.1868. Предтеченский холодный храм перенесен в 1866 г., освящен 28.6.1872, Никольский придел освящен 23.6.1873. Еще один придел, во имя свв. апостолов Петра и Павла, устроен в 1879 г.
В Иоанно-Предтеченской церкви находилась плащаница на кумаче с изображением св. прав. Христа ради юродивого Георгия, Шенкурского Чудотворца, мощи которого находились в церквях Велико-Николаевского прихода. Здесь хранился и пятичный образ святого и рукописная служба ему с кратким житием. Мощи святого были обретены нетленными в начале 16-го века при стольнике князе Михаиле Васильевиче Хворостине (ум. 22.3.1514), устроившем часовню и каменную гробницу над телом св. Георгия и написавшем упомянутую плащаницу, которая лежала долгое время на гробнице угодника, а затем перенесена была в Георгиевскую церковь. 13 апреля 1716 г. архиепископ Варнава дал грамоту на розыски мощей игумену Иоанно-Богословского монастыря Евфимию и протопопу Шенкурского Благовещенского собора Иову.
Церковно-приходская школа помещалась в собственном здании, устроенном при помощи св. Иоанна Кронштадтского, пожертвовавшего 400 руб., и при особенном старании диакона Петра Корелина.
Приписная церковь: в бывшей Квалгозерской пустыни, в 10-ти верстах от приходских храмов, деревянная, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Пустынь на Квал горах при озере Юмзе учреждена по грамоте митрополита Никона, потомками Своеземцевых (из рода преп. Варлаама Важеского) или Едемских, давшими землю для пустыни. В 1652 г. старец Феодор построил церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь сгорела через 34 года. Вместо нее жители Едемских деревень построили новую, освященную 14 февраля 1688 г. В этой пустыни братии почти не было, жили в ней один или два монаха, например, в 1675 г. - старец Пахомий, в 1728-1732 г.г. - Никифор. За неимением настоятеля и братии, ею заведовали с 1728 по 1732 г.г. священник Шенкурского Троицкого женского монастыря Феодот Едемский, с 1733 г. - настоятели Иоанно-Богословского монастыря, в 1764-1779 г.г. - строитель Макарьевской пустыни. В 1780-1789 г.г. пустынь с церковью были приписаны к Райбальскому приходу, в 1790-1880 г.г. - к Шенкурскому собору, с 1881 г. - к Велико-Николаевскому приходу.
Крестьяне прихода 28 апреля 1887 г. приняли решение, с разрешения епархиального начальства, отлить на общественные деньги колокол весом 150 пудов для приходской церкви, в память коронования императора Александра III, который после доклада об этом обер-прокурора Св. Синода 5 декабря 1887 г. повелел "благодарить". О чем было объявлено прихожанам и совершена Божественная литургия и торжественный благодарственный молебен о здравии императора, императрицы и всего царствующего дома. Колокол был освящен 18 января 1888 г.
Церковный староста: Василий Шатков с 1887 г.
Итак мне стало известно – Первое упоминание о храме ,построенном в месте Никольский Погост(ныне –деревня Литвиново ) Великониколаевского прихода относится к концу 15 века . Первый из известных мне предков был рожден в 1672 году в деревне Ивановской Великониколаевского прихода . Деревня эта носила имя либо первого переселенца, либо новгородского боярина –ее хозяина .Фамилию предка Зыкина Ивана нужно искать в описаниях Важской области данных Афанасьевым ,Заболоцким ,Засекиным .
Фотографии храма в деревне Никольский Погост (Литвиново)
http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=228979
|