Пятница, 10.05.2024, 17:30
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [117]
Документы [0]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рекомендую зайти:
Двинская Земля
Живой Журнал vaga-land
Архангельский Некрополь
Михаил Лощилов
Колтовой Евгений Федорович
сетевая площадка Архангельская область: идеи и решения
ГАЗЕТА «ВАЖСКИЙ КРАЙ» г.ШЕНКУРСК
ЕМЬСКА ГОРА
Емецк
Шенкурск
Северное Сиро

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Иван Боговой .Сын трудового народа .

Иван Боговой .Сын трудового народа.                                           

                                                " И пращуры нам больше не страшны:
                                                  Они у нас в крови растворены".
                                                                                     О.Мандельштам 
              О   выдающемся  земляке Иване Васильевиче Боговом  я впервые услышал    в детстве.В то время в семьях было не принято «ворошить прошлое»,расспрашивать  о родственниках,которых называли  «врагами народа».Иногда отец  вспоминал об отце,о  братьях бабушки ,погибших в годы  репрессий и войн .Но сведения были крайне скупы,ни степень родства ,ни биография Ивана Богового  мне были не известны 
         "   Современному  читателю, даже трудно представить, что такой важный процесс, как установление Советской власти в городе и уезде, десятилетиями преподносился в работах обезличенным. И.В. Боговой, Н.Ф. Пластинин, В.Г. Боговой, С.К. Попов и многие другие члены первых составов исполкома уездного совета, активные члены партий большевиков, левых эсеров и тем более правых эсеров и кадетов на десятилетия превратились во "врагов народа", имена их практически не упоминались.»писал  Е.И.Овсянкин  в книге "Огненная межа " .

 

Отец считал  виновником  необоснованных репрессий   Берию, Рассказывал  о том,как проходил   арест главы МВД.,в  качестве источника информации  по теме  советовал   прочитать книгу«Гранит не плавится» (Тевекелян В.А. 1962).Отец жил  в г.Шенкурске  и его самыми  близкими родственниками  была семья  Боговых.  .Алексей Петрович и Глафира  Васильевна- бывшие фронтовики,   пережили  страшные тридцатые -сороковые годы .

.В 1990 году я побывал в г. Шенкурске ,в гостях  в этой семье. Иван Васильевич Боговой  доводился  дядей Глафире Васильевне.Она   сообщила  короткие сведения о нем -работал в Москве,был репрессирован.На долгие годы запомнилась фотография из ее альбома на которой И.В Боговой вместе с известными людьми -сестрой Ленина М.И Ульяновой и маршалом К.Е  Ворошиловым .Эту беседу можно считать отправной точкой моего исследования .

(фото храниться в Шенкурском краеведческом музее и в семейном альбоме А.П.Богового )

       Позднее это фото я получил из Шенкурского краеведческого музея ,  ,затем сделал  копию из семейного альбома брата моей бабушки.Возникли вопросы –где работал Иван Боговой,каким был человеком,что явилось причиной его ареста,гибели ?   

         Сейчас ,когда информации о нем  стало больше  ,у меня возникают новые вопросы. Прежде всего  не ясной остается дата  его смерти, сохранилось ли его следственное дело. Личность его нельзя   оценивать однозначно ,все  важнейшие события  двадцатых –тридцатых годов прошлого века нашли отражение  в его биографии. Он-  крестьянин ,который вырос до  писателя , солдат ,ставший   судьей  ревтрибунала ,революционер захвативший власть,журналист ,работающий в «Правде»  в самое бурное ,страшное ,не праведное  время. Дитя и жертва революции......
                Его можно сравнить с Жаком Эбером , деятелем Великой Французской революции ,редактором газеты «Папаша Дюшон», неистовым пропагандистом ,который был казнен революционным трибуналом .Пожалуй мало одного слова ,чтобы выразить сущность этого человека . Я  вспоминаю бланки присяги красноармейцев ,которые я видел в архивном   деле  156 стрелкового полка.   Она начиналась  со слов-  »Я сын трудового народа ….«   

 Крестьянский сын (1896-1915)

        Информацию о предках Ивана Богового  я получил  в ГБУ АО« ГААО» , в  Шенкурском  архиве ,а так же  от родственников. Боговой Иван Васильевич родился 7 января 1896 г в крестьянской  семье  в деревне Сидельниковской  Велико-Николаевского прихода Шенкурского уезда Архангельской губернии   .Отец –Василий Иванович ,мать-Анна Михайловна ,православные. Крестные –уволенный в запас Федор Михайлович Шатков и Седельниковской деревни девица Боговая Параскева Васильевна. О первых представителях  рода Боговых известно ,что это Ивановы дети Боговых  Филипп и Михайла , поселившиеся  из деревни Бреховской. Они отмечены как жители деревни Парчинской в 1745  в ревизской сказке Исаковской боярщина Велико-Николаевского прихода Важского уезда.     .
            Первые подробные сведения сообщила мне Глафира Васильевна Боговая в Шенкурске  в 1990 году , ее мать –Семакова Параскева Васильевна (1876-1948 ) была сестрой Ивана Богового (не ясно- родной или  двоюродной ) . Возможно это упомянутая  выше крестная  девица ,которая в замужестве приняла фамилию  Семакова .
          Степень родства  подтверждается письмом И.В  Богового  «К сестре «  по поводу гибели  А.В .Семакова  . Могла ли быть  у брата и сестры разница в возрасте  в двадцать лет? Можно предположить ,что В.И. Боговой  и Ф.М Шатков –были уволенными в запас солдатами  и  дети Василия Ивановича   могли родиться  до и после службы  в армии. Глафира Васильевна  вспоминала ,что семья ее родителей  до революции была  зажиточной , не бедствовала. 
         Я познакомился в  интернете с Галиной Васильевной ,дочерью Василия Григорьевича Богового ,выдающегося военачальника  соратника  и родственника Ивана Богового. Некоторые подробности биографии земляка  я узнал от нее .Судьба Богового ее также интересовала ,она      была знакома с Чулковой В.В .-вдовой  Ивана Васильевича .Мы пришли к выводу ,то ее отец –Боговой В.Г. и Боговой И.В. были троюродными братьями  .Она писала 
« И мне почему-то казалось, что отец Ивана Богового был помоложе и ещё покрепче нашего деда (отца Богового В.Г.) и были они двоюродными братьями».В письмах мы обменивались нашими находками .Например  определили  личность ее матери на фотографии в энциклопедии Н.А.Макарова "Военная интервенция и гражданская война на севере России " .Боговой И.В.и Чулкова В.В.,Боговой В.Г и Третьякова С,Ф. -воевали в одном партизанском отряде.Вместе с Г.В. Боговой мы устанавливали факты из биографии  представителя нашего рода.  
           Из личного листка (автобиографии )  Богового Ивана Васильевича :«Образование- окончил сельское училище ,общеобразовательные курсы ,школа второй  ступени для взрослых (не окончил)».национальность –русский ,социальное положение-крестьянин  «
           В советское время биографом Богового   был Василий   Олешев ,его  товарищ по комсомольским делам, коллега по работе в газете  «Правда «.,Он писал -
           «Он родился  6 января 1896 года в д.Борок  Шенкурского уезда в семье крестьянина .После окончания сельской школы Ваня обучился плотницкому делу и с малых лет мастерил колеса для крестьянских телег .Любознательный паренек под влиянием ссыльных революционеров пристрастился  к чтению ,стал выполнять нелегальные поручения «
[1]
      Сам  И.В. Боговой вспоминал в исторической справочке «Юношеское движение в Архангельске  до революции « (сборник «Комсомол на Севере )
«В истории революционного движения в Архангельской губернии большое место надлежит отнести политической ссылке. Если  первые поколения политических ссыльных (религиозная, дворцовая, польское  восстание, и отчасти народничество  )оказывали незначительное влияние на местное население ,которому были чужды, те «дела» за которые ссылались люди на далекий  суровый Север ,то « политики «конца прошлого и начала настоящего века  уже сделали многое «… В 1903 в Архангельске   возникает «Северный союз учащихся средних школ « ,который выпускал свой «Листок»,союз был внепартийным ,занимался распространением нелегальной литературы  ,участвовал в демонстрациях . «[2,c.10]
         Был ли Иван Боговой участником этого союза или  другого ,но  он попадает  в поле зрения жандармского управления  и  -
«В 1914 был арестован за участие в кружках ,не судился. Вскоре же был освобожден .Арест был связан отчасти с земским движением в Архангельской области [3]
 Во времена первой русской революции в  Архангельской губернии происходили крестьянские волнения  В 1905 -1906  в Шенкурском уезде  крестьяне  предпринимали попытки  вооружаться ,устраивали сходы  ,собирались на съезды , противодействовали властям. В документе «Наблюдение за крестьянским движением в Шенкурском уезде» имеется  такой рассказ.1 декабря 1905 в Велико-Николаевской  волости происходил сход   на который приехал Кутепов Павел Александрович –чиновник по крестьянским делам корпуса лесничих  .Его  не захотели пускать на сход  где вполголоса обсуждали политические вопросы –об изъятии церковных и монастырских  земель  ,об отмене  налогов ,а когда чиновник  попросил зачитать постановление ,то писарь Боговой   Павел зачитал документ скороговоркой ,а старшина Яков Едемский   так и не предоставил документ чиновнику.[4]
Наиболее активных ,политически неблагонадежных  крестьян  власти стремились отправить в солдаты.  Не избежал этого и Иван Боговой .В 1915 году его мобилизовали в  царскую армию. 
В 1917 году в Преображенском полку ,произойдет ситуация ,напоминающая  сходку  в деревне Борок ,снова крестьяне в солдатских шинелях  будут шуметь на собрании  ,а писарь  Иван Боговой  удержит их от расправы   над  офицером Кутеповым –сыном того самого чиновника .Этот эпизод описан в книге И.И.Солженицына «Красное колесо « и в книге  С.Ю. Рыбаса «Генерал Кутепов « .[5]


2.Война (1916-1919)


         «В царской армии с августа 1915 по декабрь 1917 .Сначала рядовым .затем кончил санитарные курсы ,учебную команду  и в половине 16 года выбыл на фронт .Служил рядовым, затем ротным писарем  Последнее звание младший унтер –офицер За границей –«не был ,если не считать Галиции ,где был во время войны ,вернее во время нахождения  там фронта « -писал  Иван Боговой [3]
В семейном альбоме Боговых имеется  фотография  группы солдат  времен Великой войны  ,один из них похож на Ивана Богового лицом и  фигурой .Но подпись на фото отсутствует .Уже в армии он выделяется из общей массы  лидерскими качествами ,не случайно его выбирают  председателем полкового комитета .О своей теоретической подготовке пишет самокритично  ,но  с достоинством :«Теоретическая  подготовка /марксистская/Далеко недостаточная. Заваленность практической  работой  не дала  возможности подготовить себя более  сильно. Имеющееся достигнуто исключительно путем самообразования[3]
           После тяжелого ранения  в конце 1917 Боговой  был демобилизован  и вернулся в родную деревню и включился в политическую борьбу ,до февраля 1919 он был членом партии эсэров ,затем вступил в РКП (б) .В период "триумфального шествия советской власти"  Иван Боговой  участвует в уездных сьездах Советов ,его выбирают в уездный исполнительный комитет.

              В июле 1918  в Шенкурском районе произошло восстание крестьян против мобилизации в Красную Армию.Иван Боговой , будучи   председателем   Шенкурского  исполкома,  ведет  переговоры с восставшими  ,организует отпор ,попадает в плен.После освобождения  из заточения , уходит в партизаны .Шенкурский отряд "Разведчик "становиться основой 156  стрелкового полка .Об этом  отрезке биографии Ивана .Богового , первым в постсоветский период  ,писал Е.И. Овсянкин в книге "Огненная межа ":

"В целях концентрации руководства делами уезда приказом М.С,Кедрова было создано уездное бюро шенкурского исполкома в составе трех человек.Этот оперативный орган возглавил Иван Боговой .На него возлагалось управление всеми делами неокупированной части уезда финансовым и продовольственным обеспечением,воплощением в жизнь декретов Совнаркома,восстановлением волостных Советов на освобождаемых территориях,а главное ,проведением мобилизации в ряды Красной Армии ." [20]

Cам  Иван Боговой  писал в автобиографии  :

              «В Красной Армии с 12 августа 1918г по 1 января 1919,стрелок Шенкурского Советского отряда «Разведчик «,Комиссар   штаба командующего Вельско -Шенкурским  направлением  Северного фронта .Председателем следственной комиссии,Реввоентрибунала и Комиcсии по мобилизации б.офицерства и буржуазии для работ по укреплению позиций «.Сотрудник прифронтовой газеты « Красный набат» в г.Вельске  Вологодской губ« {3]
               Свидетельств современников ,дающих какую-либо  оценку  Ивану Боговому   я встретил немного, Поэтому  мне  интересно  упоминание  о нем в  документальной повести  М.Сбойчкова  «В бой роковой»
«Приятно было знакомство и с Иваном Боговым –председателем Шенкурского уисполкома ,приехавшего по делам из недавно освобожденного города .» [6,с.96]
             В повести Иван Боговой  приводит пример  сопротивления   интервентам .На сельском сходе английский капитан выступая  перед сельской  молодежью заявил ,что они принесли освобождение и демократию. Местные  жители могут говорить все что угодно ,за это не наказывают .Воспользовавшись  этим Михаил Моршнев , начал отпускать  колкости  в адрес англичан .Он   перефразировал басню Крылова –«Ай моська знать она сильна ,коль своим лаем хочет возвестить свободу для слона «    Вероятно Иван Боговой был неплохой рассказчик ,обладал чувством юмора  .
            В этот период  Иван Боговой действует как пропагандист ,оратор ,публицист. Он председатель  ревтрибунала , отвечает за мобилизацию .
Ушедший  на  восточный  фронт  Александр Семаков   спрашивает о нем в письмах , просит   передать ему  свой адрес 
  «Кто у нас из ребят дома ? Нет ли тайно проживающих где либо в лесу укрывающих от военной службы так называемых деверсантов  ?«
В Шенкурском музее сохранился документ     «Письмо к сестре « .Это некролог Семакову А.В. ,который  погиб  в марте 1921  в Сибири  .Кроме слов утешения Боговой   упоминает    имена  врагов , получивших возмездие     за смерть  комсомольца 
«В то время как имена (написано времена) Копылова Евгения ,Пескишева  Александра и других изменников и предателей , расстрелянных нами  …трудящиеся будут вспоминать с презрением и проклятиями ,-имя нашего Александра   будет вспоминаться с уважением …»[7]
Одной из первых  газет .в которой  работал Иван Боговой называлась « На борьбу « .Бороться  приходилось  с разрухой и голодом .Так например –организовывать  коммунистический воскресник  по заготовке  дров    25.09.19 г
             Автор статьи «Солдат, Организатор, журналист « В.Олешев  был учеником  Богового, он характеризовал  его как человека широкого кругозора , охотно передающего  свой опыт и знания тем кто в них нуждался .Среди учеников был и Михаил Попов ,позднее он вместе с Боговым работал  в газете «Правда» ,а затем был главным редактором газеты «Труд «. 
Сразу же после  ухода белогвардейцев из Архангельска  в феврале 1920 г губком партии направляет Ивана Богового  на работу в Архангельский губисполком 


3.Архангельск (1920-1924 )


В этот период Иван Боговой  женился на Валентине Васильевне Чулковой .У них родилась дочь Татьяна в 1923 г.  и сын Юрий в 1924 г. Дочь   умерла в детском возрасте .Чулкова была подругой супруги В.Г.  Богового Третьяковой С.Ф.  , дружба их связывала со времен гражданской войны    
С марта по июнь 1920 Иван Боговой  заведовал отделение Роста и Госиздатом.Редактор «Известий» и  «Красной вести»,работал начальником  военной цензуры. Вспоминая о днях работы в газете    - Известия Архангельского губернского ревкома" в 1923  Иван Васильевич   писал:

"Первые номера "Известий" заполнялись случайными материалами в силу того, что в редакции не было постоянно работающих товарищей. Работали набегом": Н. Пластинин (ныне редактор "Красного Черноморья", Г. Закс (армейский работник) и... только.

Вскоре редактором Губком назначил автора этих строк. Работников не было. Кроме меня в редакции работали еще секретарь и переводчик (мы аккуратно получали иностранное радио, переводили его и все интересное помещали). Редактор правил статьи и корреспонденции, секретарь правил телеграммы и выпускал газету..." 
[8]
С июля 1920 по февраль 1921 –Боговой - член  Губисполкома ,а  с 01.01.22 по 20.03.22 –председатель Губисполкома  ,а также член редакционной коллегии газеты «Трудовой Север».
Товарищи по партии называли недостатком Богового занятие несколькими  делами сразу ,Его интересовала не только  политика, но   и хозяйственные вопросы , культура , история и краеведение .   В статье  «  Влияние государственной политики на краеведческое движение 20 века на Европейском Севере России»  Смирнова М.А. так оценивается его вклад в краеведческую работу 
 «Архангельск смог включиться в краеведческую работу позднее своих соседей, что было связано с событиями гражданской войны. В мае 1923 года краеведческое общество организовалось и в Архангельске. Его председателем стал заместитель председателя губисполкома Иван Васильевич Боговой. Как наиболее пострадавшая в период интервенции и гражданской войны, Архангельская губерния считала, как заявил один из активных членов АОК А.А. Евдокимов, что «мы переживаем такое время, такую полосу жизни, когда все движения и все течения должны быть подчинены одной задаче, одному устремлению: найти выход из хозяйственной разрухи» Это было созвучно желаниям правительства. Архангельские краеведы преуспели в развитии экономики края, даже сумели на базе АКО создать в 1924 году научно-исследовательский институт – Институт промышленных изысканий (он стал основой ныне работающих нескольких научных учреждений – водорослевый комбинат, СевНИИП, СевПИНРО). Как и все подлинные интеллигенты, хорошо понимая значение культуры и обладая необходимыми знаниями, они старались спасти многие памятники, на которые не обращали внимания власти. У архангелогородцев в этом направлении работала культурно-историческая секция (Ан. Н. Попов, И.М. Сибирцев), которая «приняла активное участие в деле охраны памятников местной старины, поставила к разработке ряд вопросов по музейному делу, оказывает содействие Дому книги в приведение в порядок Отдела Севера и ставит вопрос о постановке Северной библиографии в областном масштабе» [9]
 В книге Ю.Дойкова «Архангельские тени « приводится  доклад Ивана Богового  в «Архангельском Обществе Краеведения « Выступая  на правах победителя        Иван Боговой  продолжает атаковать врага и подвергает критике  деятельность  «Архангельского Общества изучения Русского Севера « главным образом за сотрудничество  с интервентами [10]
Работа  в газете   была  главным делом    его жизни .
Война закончилась ,бывшие противники приспосабливались к новым временам .    Иногда они   становились  сотрудниками  одного учреждения  Так встретились в Архангельске  Иван Боговой и Тимофей Синицин ( Пэля  Пунух, бывшие  по разные стороны баррикад    во время Шенкурского восстания .
-« Этот анекдот я слышал от отца Вальтера Георгиевича Чеснокова - пишет А. Чеснаков в статье   «Правый эсер Синицын  Встреча сорок лет назад»
«А еще ранее в начале двадцатых в кабинете Якова Тимме, куда пришел безработный учитель Тимофей Синицын просить устройства на журналистскую работу, состоялся примерно такой диалог. Вошедший редактор «Известий Архангельского губисполкома» Иван Боговой поздоровался с Тимофеем Петровичем такими словами:— Здорово, контра!…— Привет левому эсеру, переметнувшемуся к большевикам! — ответствовал будущий известный северный писатель.— Так вы знакомы! — обрадовался Тимме, — вот и забирай его к себе! — закончил устройство безработного интеллигента председатель губисполкома. Так Тимофей Синицын стал ответственным секретарем областной газеты».[11]
Упоминается Боговой в рассказе американского журналиста Риса Вильямса «В глухих деревнях Севера»  .Коллега по работе в Окнах Роста  А. Зуев посвятил  ему повесть « Тлен «.Эти произведения объединяет общая тема- отсталость  северной деревни ,борьба  новой власти с пережитками прошлого- косностью и невежеством .  
Нашел место работы  в Архангельской газете и будущий писатель Леонид Леонов .Об этом упоминает  Захар Прилепин  в своей книге .»Леонид Леонов .Его игра была  огромна»
«В то время в Архангельске как раз открылось губернское отделение РОСТА .Руководил им, само собою, настоящий большевик Иван Боговой, а помогал ему журналист и литератор Александр Зуев, двадцати четырёх лет. Человек любопытной биографии: бывший прапорщик царской армии, в 1917 году на Западном фронте он был избран председателем полкового революционного комитета. В 1918-м вернулся в Архангельск и здесь стал секретарём «Известий Архангельского Совдепа». «……..Любопытно, что многих людей из леоновского круга так и не тронули. Будто ни при чём остался Писахов, передававший вырученные от продажи картин деньги в помощь белым офицерам и лично изготавливавший флаги для частей Северной армии. Более того, вскоре у него начали проходить выставки картин.»{12]


4. Практическая работа (1920-1924 )


        Восстановление разрушенного хозяйство было  одной из первых задач новой власти. Средства  должны  были  быть получены за счет   буржуазии, духовенства  .На сайте «Соловки ,Ру» содержится такое свидетельство о деятельности Ивана Богового в то время 
«В конце февраля 1922 ВЦИК издает полусекретный «Декрет об изъятии церковных ценностей  в фонд ПомГола « марта 1922 г.президиум Архгубисполкома образовал губернскую комиссию по изъятию   ценностей из храмов Архангельской епархии И Соловецкого монастыря .Председателем комиссии стал И.Гагарин ,членами –Э,Гурович и Т.Зенкевич .На всех предприятих и учреждениях создавались ячейки по оказанию помощи голодающим .26 летний Иван Боговой в местной газете пишет статью «Где золото для спасения голодных ?»Идея была проста ,как присутствие на поминках незнакомого .Он прдлагал собрать столько сокровищ.чтоб хватило ими нагрузить поезд длинной в семь верст .Все продать и кормить умирающих в течении двух лет ,На второе заседание комиссия по изъятию ценностей 5  марта  1922 г пригласила епископа архангельского и холмогорского Антония ,текст протокола заседания чрезвычайно интересен .Он больше похож на протокол допроса ,чем на протокол заседания ,Епископ Антоний сдался .Он знал .что под  председательством   Богового,Кулакова,Попова ,Прещемихина и Кацнельсона  работала другая комиссия ,где приговор был один «расстрелять »,Стреляли сотнями .В Холмогорах, на Мхах ,в богадельне Булычева,на канатной фабрике Э.Я,Клафтона….»[13]
Моя бабушка Ермолина О.Е. находилась в Архангельске  накануне и во время  вступления интервентов в город. Одним из ее рассказов была история о том, как ЧК проводила арест купца, в доме которого она работала няней . Ее  осуждение вызывало  обнаружение тайной комнаты–склада с продуктами  ,о котором она не подозревала .О жестокости ЧК тогда речи не было ....
          По  рассказу  Глафиры Васильевны Боговой  после  захвата города Шенкурска красными войсками ,началось разграбление храмов ,и больше  всего ее возмущало то ,что ценности  ,оказались в домах ,тех кто устраивал реквизиции .О Иване Боговом в этой связи она не упоминала .
 Многие пришедшие к власти  простые труженики  были  идеалистами ,Василий  Олешев вспоминает  как после  сьезда  партийные работники разгружали баржи с лесом  на субботнике.
 Цели то были благородные –восстановление разрушенного хозяйства ,помощь голодающим  ,только  пути  достижения  -были не всегда законными   ….
Другой идеей Богового во время работы в Архангельске   было  -слияние  северных лагерей  в один , на Соловках .Об этом  рассказывается в книге Юрия Бродского  «Соловки. Двадцать лет Особого назначения» .В эфире программы Эхо Москвы  автор  рассказывал :
              Как только приходят большевики к власти, они устраивают в Соловках лагерь для военнопленных Гражданской войны ,параллельно с лагерем существует детская колония для детей, которые потеряли родителей во время Гражданской войны. И это продолжается с 20-го по 23-ий…Монастырь все время существует, монахи продолжают вести тот же образ жизни, живут так, как жили. А в 1923-ем году некий Иван Васильевич Боговой в марте, по-моему, зампредседателя Архангельского исполкома, подает, ну, сейчас бы это назвали проектом таким, он говорит, что очень мало маленьких лагерей возникло на Севере И вот хорошо бы собрать эти лагеря в одном месте, проще будет охранять, в идеале это было бы  на Соловках…… 
 приводится документ  
Протокол К 43 заседания Президиума Архгубиспслкома'
Слушали: О ПЕРЕВОДЕ ВСЕХ ЛАГЕРЕЙ ПРИНУДРАБОТ В СОЛОВКИ. Докладчик: Боговой Иван.
- В свое время был поднят вопрос с необходимости сконцентрирования всех лагерей принуд работ в одном месте. После детального выяснения этого вопроса целесообразность концентрации лагерей подтвердилась.
Далее встал вопрос: куда именно лагеря возможно перевести? Созданная специально для этой цели Комиссия признала желательным перевод лагерей, в Соловки, где имеется возможность поместить до 3000 человек заключенных немедленно и до 12000 - после некоторого ремонта. Причем ввиду ощущаемого в Соловках недостатка рабочей силы возможно сразу до 2000 человек использовать на различных работах. Комиссия признала необходимым перевод в Соловки и Управленческого аппарата...
В заключение т. Боговой Иван от имени Комиссии предлагает подтвердить постановлением Президиума необходимость перевода лагерей в Соловки...
Постановили: ПРИЗНАТЬ НЕОБХОДИМЫМ ПЕРЕВОД ВСЕХ ЛАГЕРЕЙ В СОЛОВКИ, О ЧЕМ ВОЗБУДИТЬ ХОДАТАЙСТВО ПЕРЕД ЦЕНТРОМ.
[14]

Еще один эпизод ,связанный с деятельностью Богового  отмечен   в статье В,Олешева .«В 1922 году во время  судебного процесса над эсэрами в статьях ,напечатанных в «Известиях ВЦИК « и в газете «Трудовой Север» ,Боговой раскрыл преступную ,изменническую ,антинародную деятельность эсеров  в годы интервенции на Севере «
             Вскоре он окажется на работе в главной партийной газете «Правда « в самые мрачные времена  правления   Сталина . 
В  январе 1925 ЦК ВКП (б )направил Ивана Богового на работу в редакцию «Правды «.В течении нескольких лет он был ближайшим помощником М..И.Ульяновой ,которая  в период с  1917 по 1929 год входила в состав редколлегии «Правды»,была  одним из организаторов рабкоровского и селькоровского движения. В документальной повести  Сбойчакова   указывается  что Боговой  был  взят на новую  работу по  предложению Марии Ильиничны Ульяновой .Карьера  Ивана  Богового в Москве началась  при содействии сестры Ленина и закончилась сразу после ее смерти  в 1937 г. 
На фотографии  которая ,храниться в Шенкурском музее   Боговой ,Ульянова ,Ворошилов сидят за столом  при свечах    в президиуме     сьезда , рядом с Ульяновой человек напоминающий Михаила Кольцова . 
В  1925 Иван Боговой переезжает  в Москву .

 
5. Москва  (1925-1937 )


                                     « Знаю- не зря я проделал
                                       Далекий и радостный путь
                                       Ехал я , чтоб научиться
                                       Отсталую тундру встряхнуть   « 
                                                  из статьи «Пробужденная Тундра  « 

             Это было бурное время новых открытий в науке и технике ,время  новаторства в литературе ,театре ,рекордов в воздухоплавании, пора  увлекательных    северных экспедиций в Арктику ,Эмма Герштейн в мемуарах «Вблизи  поэтов « так   характеризовала людей двадцатых годов  :

«А вокруг все были «при деле» ,Большие люди ,получившие с приходом  революции возможность реализовать свои проекты –в театре, искусстве, медицине, воздухоплавании ,работали в полную силу, с увлеченьем. В одно время с нами, часто в одном городе, жили и действовали замечательные личности и издалека украшали нашу жизнь ,бросали отблеск великого и талантливого на наши будни .Не прошел еще и энтузиазм  маленьких людей ,впервые приобщившихся к цивилизованной жизни. Другим давала чувство завоеванного счастья победа на фронтах гражданской войны .Наконец, люди. просто, любящие честно работать ,были рады ,что кончилась сумятица войн ,продразверстки, национализации, приспособились к условиям специфического быта и…жили. Не надо забывать также о честолюбцах- они не могут существовать без ощущения восходящей карьеры «    [14.с,] 
Круг интересов  И.В. Богового  был весьма широк  .Об этом свидетельствует  перечень его статей  (См библиография ) :

                 Не могли  остаться  без  внимания И.В. Богового такие события как спасение экипажа парохода «Челюскин» экспедиции ,  связанные с исследованием  Арктики .
                  В Москве Иван Боговой подружился с Михаилом Кольцовым ,журналистом  газеты «Правда». Одно из мероприятий ,организованных Кольцовым , вероятно тоже   не могло пройти  без участия шенкурянина   
В октябре 1932 года в группе писателей и журналистов, возглавляемой М. Е. Кольцовым, в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького родилась идея построить агит. самолет , назвав его в честь писателя «Максим Горький». Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на пост ройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей.4  июля 1933   начата постройка  самолета .а 17 июня  1934 был совершен  первый полет под управлением  летчика Громова  М.М. Всего было четыре вылета   в том числе  и полет автора «Маленького принца « А.де Сент Экзюпери ,во время визита в СССР. Конечно ,эти события освещались в Правде. Но  закончилась  эта история трагически .18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького .Истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. врезался  в него, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. Погибло 49 человек…..Сохранился документ –«Тетради (журналы)записей лиц, принятых  Сталиным». Иван Боговой был на приеме у  вождя 4 августа 1933  и 8 мая 1935  .О чем они общались  в течении 20 минут не известно, может быть речь шла о самолете  гиганте ,а может о других  важных вопросах  [15]
Как  работник «Правды « Боговой не мог оставаться в стороне   от партийных компаний в печати  по обличению того или иного « вредного» направления в политике  или искусстве. Имя Богового упоминается в связи  со статьей в «Правде»  «Сумбур вместо музыки»  от 28 января 1936 г.Автором статьи был Давид Заславский . В переписке Д,И.Заславского и М.М.Гринберг  приводиться  такой эпизод :
         » Но одно место дало повод к стычке между мной и лицом, которое тогда исполняло обязанности редактора (И.В.Боговой, впоследствии разоблаченный как враг народа2). Я написал, что Шостакович выдающийся по своему таланту композитор и что он может выправить свои ошибки. Эту фразу редактор вычеркнул, — не знаю, по своей ли инициативе или по указанию свыше3. Я категорически отказался и снял свою подпись. Так статья оказалась редакционной и получила звучание, несравнимое с тем, какое она имела бы как авторская «      5. VII. 53 [16]
Боговой  участвует в этой истории , как исполнитель воли  главного редактора «Правды»  Льва Захаровича Мехлиса ,который руководил газетой с 1930  по 1937 г, а   может  быть и самого Сталина. Бывшие участники гражданской, находились в ожидании  новой войны  и  не могли остановиться в борьбе с явными и  мнимыми врагами.  Иван Боговой не был исключением . 


6.Арест (1937-?)


                        «И стал он тут играть с ребятами И играет худо, кого за                                 руку схватит  –нет руки, кого за ногу хватит –нога вон  ….»
                                                                    из сказки В.Соболя «Дикой «[19]
 Иван Боговой был арестован  27 июня 1937 г. 
Обстоятельства его гибели интересовали   Галину Васильевну Боговую.  Она  писала мне  в одном из первых  писем в 2009 г -
            «Искала в интернете, хотела понять что же произошло  .Проверила расстрельные  списки  и Бутовского полигона, и «Коммунарки « Еще раз Донского кладбища –Богового Ивана  Васильевича там нет .В «Сталинские расстрельные списки « он попал три раза -20.08.38, 06.09.40  и  28.03.41  Арестовали его 27.06.37 это точно. Наш отец в этих списках 21.10.37,  а суд был 25.10., без несколько минут 12 ночи и тут же в подвале их расстреливали .Расстрельный дом № 23 на Никольской улице ,рядом с Красной площадью .Боговой Иван Васильевич работал заместителем  ответственного редактора газеты «Правда» , а ответственным редактором была Ульянова М.И.Что то ее смерть 12.06.37 совпадает с арестами в « Правде» .Про вашего родственника  рядом с ней мы не знаем… Про это могла знать Валентина Васильевна Чулкова , наша мама и она были близкими подругами,  тогда с Архангельска. Они жили вместе в одной квартире.Она с Иваном Боговым .а потом появилась мама .Добавлю еще что знаю-  М.Кольцов с И.Боговым работали вместе  их связывала многолетняя дружба . Я у Чулковой В.В видела фотографию в старом журнале , где вся редколлегия «Правды «, Иван  Васильевич  рядом с М.Ульяновой .М.Кольцова арестовали 14.12.38. Расстреляли  0 2.02.40,  вместе с Мейерхольдом .  Дела вел лично Берия .Мейерхольду было 66 лет,  в его деле сохранилось письмо Сталину , где он описывал как его изуверски пытали  и он не выдержал, оговорил себя и других. Чуть раньше  16.05.39 арестован и 27.01.40 расстрелян писатель  И.Бабель. Все трое в списках  Донского кладбища ,сожгли  . Мне Валентина Васильевна рассказывала  как ее тогда  вызывали около 12 ночи на Лубянку ,спрашивали почему они с И.В .разошлись ? И.В.  жил отдельно, у него была своя квартира отдельная  ,она жила с соседями , две смежные комнаты на Покровке ,  в бывшей барской квартире. Возможно она в 1937 и уцелела  потому, что были в гражданском браке и по другому адресу .Об отце ее единственного  сына она могла сказать только хорошее, а другого и не было» 
Впоследствии мы с Галиной Васильевной  установили  ,что  говорили об одном  и том же человеке ,делились  находками .Фотографию ,о которой идет речь мне прислал Шенкурский музей, другая находится в семейном альбоме Богового А.П.   –брата бабушки.
[17]
             В статье «Редактор со стальным сердцем» в газете  «Правда Севера» от   10.06.17   приводится дата смерти Ивана Богового    «. Умер в 1943 году в саратовской тюрьме. В 1956 году реабилитирован». Вероятно   они основаны на данных общества  «Мемориал «  
Арестован 06.1937.Приговор  ВК ВС ССР    08.07.41 –ВМН, 07.07.42  заменен на  20лет  ИТЛ. Реабилитация 1956 » Архив НИПЦ «Мемориал» Москва 
Был ли Иван Боговой расстрелян в 1937 году  или его держали  в тюрьме как свидетеля по делу Кольцова ? 
В 1987 году ей стало известно и подлинное место захоронения Мейерхольда: Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930-42“ на кладбище московского крематория у Донского монастыря. По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанному лично Сталиным, тогда расстреляли 346 человек. Их тела кремировали, и прах, ссыпанный в общую могилу,  смешан с прахом  других убитых.
Возможно среди этих жертв  оказался и Иван Васильевич Боговой … 

Два источника информации  о Иване Боговом  найденные в интернете   мемуары  И.А,Маханова  и книга Л.Л.Хургеса .представляются мне сомнительными  .В книге Л.Л.Хургеса  «Москва-Испания-Колыма. Из жизни радиста и зека» приводиться эпизод с Павлом Ивановичем Боговым  На допросе  он отказывается  давать клеветнические показания  на М.Кольцова .
[17]  
Информацию  о характере ,о политических взглядах  Ивана Богового  можно  почерпнуть  из  показаний Михаила  Кольцова ,которые приводятся в книге Фрадкина «Дело Кольцова». [18]


Итоги


Иван Боговой –дитя революции. Его  политические взгляды  сформировались под воздействием ссыльных  революционеров , крестьян ,противников  самодержавия . До 1919 года он состоял в партии эсэров, которые использовали террор  как способ борьбы с царской  властью . Благодаря личным качествам – обаянию ,эрудиции, ораторскому таланту, личной храбрости  он  выдвинулся на роль солдатского вожака   ,а затем  продвигался по партийной  линии. Имея  благородные  цели- освобождение страны  от захватчиков ,помощь голодающим , развитие  экономики ,культуры  в отсталых районах -он использовал не законные   методы –принуждение, мобилизации ,реквизиции ,расстрелы ,заключение под стражу. Это происходило во время  войны ,когда другая сторона использовала те же приемы .
 Революция   дала ему возможность развиваться в интеллектуальном  направлении, свела с людьми ,которые стали классиками  советской литературы  –А.М.Горьким ,М.И.Кольцовым. Человек широкого кругозора ,он интересовался многими сторонами общественной жизни  –развитием транспорта ,строительством дорог ,изучением   культуры  малых народов ,развитием науки и техники, историей родного края  .Он оставил добрую память у  коллег  о нем писали  В.Г.Олешев ,Б.С.Пономарев ,а позже .Е.И.Овсянкин .Он воспитал достойного сына- Ю.И.Боговой погиб в 1942 на фронте
    В 1937 году он был обьявлен «врагом народа», в 1956 посмертно    реабилитирован. «Революция поедает своих детей»… .Место его захоронения до сих пор не известно..  В 1935 великий  поэт Осип Мандельштам  писал -     « Мне кажется, мы говорить должны
  О будущем советской старины «.На мой взгляд речь идет о сохранении исторической памяти .Мне чрезвычайно интересно находить новые документы  о жизни И.В. Богового- фотографии ,статьи ,чтобы лучше понять мотивы его поведения ,черты его характера ,его мировоззрение. Прежде всего он был сыном своего народа,стоял на защите его интересов.

Библиография 

Трудовая интеллигенция с нами». 1919 На Борьбу 
«На помощь нашим  пленным в Польше» .Известия Архгубисполкома и обкома РКП( б)   1921 Известия   
«Сами себе помогайте»  1921Известия 
«Коллективные хозяйства в Архангельской губернии» 1921 Известия 
«Победа на фронте науки (О постройке судна «Персей» )» Волна 1922
«Привет часовому  советского тыла».1922 Волна
«Поделом вору и мука»1922 Волна
«Церковная революция (к расколу среди православного духовенства)» Архангельск Северолес 1922    16с
«Морской и зверобойный промысел на Севере».Архангельск  изд.Облгосрыбпрома 1923
«Коммунистическая печать в Архангельске» 1923Волна
«Милиционер-проводник Советской власти» 1923 Волна
«Об организации в Архангельске общества культурной смычки» 1924 Волна
«Письма из Москвы» Первая весть 1924  Волна
«Краеведам» 1924 Волна
«Архангельское общество краеведения. Год работы» : АОК. -Архангельск, 1924. - 51 
«На Северной Двине» АОК. - Архангельск, 1924. - 92 с.
«Как архангельские рабочие праздновали Первое мая при царе, при Миллере и при Советской власти : (памятка рабочему)» Архангельск, 1924. - 80 с.
«Шенкурское  восстание»  .Архангельск 1924
«У Братской могилы»  Рабочее звено 1924
«Под обстрелом»  Москва 1926
«Перевыборы Советов в деревне и расширение демократии «Большевик 1926
«Городской совет»  Москва 1927
«За хорошую дорогу в деревне» .За рулем  1928  
«Пробужденная тундра»  Правда 1935

Литература

1.Е.И.Овсянкин "Огненная межа "
1.В.Г,Олешев «Солдат ,организатор,журналист»
2.Комсомол на Севере (очерки  по истории юношеского движения в          Арханг.губернии ).Архангельск  1924  
3.Архивная выписка  из личного листка Богового Ивана  Васильевича .Шенкурский районный краеведческий музей 
4.сборник документов «Крестьянское движение в Шенкурском уезде в годы первой революции в России»

5.Рыбас С.Ю, Генерал Кутепов . М. Олма –пресс 2000  350 с
6.Сбойчаков М.И. М.Политиздат ,1981,254 с
7. .Письмо Богового И.В. « Письмо к сестре». Шенкурский районный краеведческий музей
8. Лощилов М. «Правда Севера « 4.04.2002 г
9.Смирнова М.А «Влияние государственной политики на краеведческое движение  20 века на Европейском севере России».Северное трехречье .
10.Дойков Ю.Архангельские тени 2008
11.Чеснаков А. «Правый эсэр Синицин»
«http://takya.ru/nuda/v-knige-ivana-bogovogo-shenkurskoe-vosstanie-este-takaya-fraza/main.html 
12.Прилепин З. Леонид Леонов «Игра его была огромна».Молодая гвардия 2010 г
13. Соловки РУ. «Правда  Севера. Сокровища Архангельска Было твое стало мое .»
 http://www.solovki.ru/index.php/history/42-pravda-severa-sokrovishcha-arkhangelska-bylo-tvoe-stalo-moe
14.Бродский Ю.А.  Двадцать лет особого назначения .РОССПЕН 2002  530с 
Правда  статья « Пробужденная тундра 
15.сайт  «Исторические материалы «
http://istmat.info/
16.Переписка Д.И. Заславского  и М.М.Гринберга 
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10513.php
17.Хургес Л.Л. «Москва .Испания. Колыма .Из жизни радиста и зека»
литагент «Время» 2012
18.Фрадкин В.А  Дело Кольцова  М.Вагриус 2002           351 стр
19. Боговой И.В. Пробужденная тундра   газета  «Правда « 1 марта  1935 № 59

20.Е.И.Овсянкин "Огненная межа"
 

Категория: Мои статьи | Добавил: Bons (24.02.2020)
Просмотров: 589 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: